Родителям

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ (перейти по ссылке)

Статья 68. Личные неимущественные права и обязанности родителей

К личным неимущественным правам и обязанностям родителей относятся права и обязанности по:
определению собственного имени, отчества, фамилии детей;
определению гражданства детей в случаях, предусмотренных законодательством о гражданстве Республики Беларусь;
определению места жительства детей и их регистрации по месту жительства и месту пребывания;
воспитанию детей, осуществлению ухода и надзора за ними;
осуществлению представительства от имени своих детей;
обеспечению защиты прав и законных интересов детей.

Статья 73. Обязанности родителей по защите прав и законных интересов детей

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей.
Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.
Свои полномочия на защиту прав и законных интересов детей родители подтверждают документами об отцовстве и материнстве – свидетельством о рождении ребенка, а также документом, удостоверяющим личность.

Статья 88. Имущественные права и обязанности родителей

К имущественным правам и обязанностям родителей относятся права и обязанности по управлению делами и имуществом несовершеннолетних детей, обязанности по предоставлению содержания несовершеннолетним детям, нуждающимся в помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям, а также обязанности по возмещению расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
Порядок и условия осуществления имущественных прав и обязанностей родителей определяются настоящим Кодексом и другими актами законодательства.

Статья 90. Пределы полномочий родителей в управлении делами ребенка

Управление делами несовершеннолетнего ребенка, осуществляемое родителями, не распространяется на заработки ребенка и предметы, отданные ему для свободного употребления.
Доход, полученный от использования имущества ребенка, должен в первую очередь обращаться на содержание и воспитание ребенка, а также может использоваться на другие обоснованные потребности семьи.
Если управление имуществом ребенка, осуществляемое родителями, ставит в опасность имущественное положение ребенка, органы опеки и попечительства вправе обязать родителей или одного из них составить опись имущества ребенка и представить отчет о его состоянии и управлении им.
Суд по иску органа опеки и попечительства, прокурора или одного из родителей может отстранить виновного родителя от управления имуществом ребенка или установить порядок такого управления.

Как сказать наркотикам «Нет!»

Наркомания – это слово у всех на слуху, но что же это такое? Это слово, состоящее из двух слов, в переводе с греческого означает: «narko» – оцепенение, «mania» – страсть, безумие. В соединении эти два состояния представляют опаснейшую болезнь цивилизации. На протяжении всей своей истории человечество преодолевало бесконечное число стихийных бедствий, кровавых войн, ужасных эпидемий. Но войны начинаются и заканчиваются, наводнения, ураганы и эпидемии, собрав свою страшную жатву, покидают опустошенные селения. Все бедствия, выпавшие на долю человечества, имели свое начало и свой конец, в то время как история страсти к одурманивающим средствам с каменного века и до наших дней не прерывалась ни на день. В мировом масштабе число жертв этого порока, разрушающего судьбы и здоровье населения нашей планеты, больше, чем от всех известных войн и катастроф. Несмотря на самые современны е средства борьбы с наркоманией, число добровольных рабов дурмана, желающих оказаться в искусственном раю, угрожающе растет. Почему люди употребляют наркотики? Причины разные. Одни хотят получить необыкновенные, ощущения, о которых наслышаны, испытать “кайф”, другие пробуют наркотики, потому что недовольны собой и надеются, что наркотик придаст им сил и уверенности , третьи стремятся не отстать от друзей , казаться взрослы м и и самостоятельными, для которых никакие запреты не страшны. Большое значение имеет мода. Употребление спиртного, курение “травки” многим кажется модным шиком, символом “стильной” жизни, возможностью стать похожими на популярных певцов и музыкантов, актеров и других знаменитостей. Но не нужно забывать о другой, мрачной стороне жизни этих “звезд”. Вот какими словами завершил свою жизнь, ушедший из жизни лидер группы «Nirvana» Курт Кобейн, адресованными своим фанатам: «Я перестал получать радость от музыки, которую слушаю, и от музыки, которую пишу, а я слушаю и пишу уже так давно. Я не могу передать словами, как же я виноват… Я больше не могу дурачить вас. Никого из вас. Это просто нечестно ни по отношению к вам, ни ко мне. Самое страшное преступление, которое я могу вообразить, это притвориться перед людьми, будто мне нравится то, что я делаю. Я пытался переломить себя и принять все, как должное. Бог свидетель, как я хотел переломить себя, но у меня не хватило на это сил…». А сколько еще знаменитых поп-звезд оказалось в клиниках для алкоголиков и наркоманов, сколько их умерло в возрасте от 20 до 30 лет от последствий употребления алкоголя и наркотиков? Многие считают, что существую т «легкие» наркотики, например конопля, употребление которой не приводит к привыканию и дурным последствиям. А ведь это не так! Употребление конопли (она же “травка”, марихуана, гашиш, анаша, “дурь”) – это начало печального пути. Начав с легкого наркотика, человек непременно потянется к более сильному. Сегодня известно, что продолжительность жизни наркомана составляет всего 10- 1 5 лет. У наркомана, в первую очередь, разрушаются клетки головного мозга, что ведет к ухудшению памяти и вниманию, способности соображать и сосредотачиваться, развиваются неврозы, психопатии и депрессии. В результате поражения нервной системы возникают парезы, параличи, энцефалопатия. Через 1,5-2 года внутривенного приема наркотиков разрушаются сосуды, печень, подавляются защитные силы организма, который не способен противостоять инфекционным заболеваниям, среди которых гепатиты и ВИЧ-инфекция. Страдает половая система, наркоманы не способны к деторождению, но если у них рождаются дети, то, как правило, с умственными и физическими отклонениями. Основными причинами смерти являются сердечно­ сосудистая недостаточность, передозировка наркотических средств, самоубийства. Когда человек впервые пробует наркотик, то всегда уверен, что он в любое время может отказаться от него. “Я не стану наркоманом, как другие”. Но нельзя заблуждаться, наркоманом может стать каждый, независимо от происхождения, образования, возраста и образа жизни. Беда в том, что. начав употреблять наркотик, человек вскоре попадает в рабскую зависим ость от него, так как формируется психическая и физическая зависимость, преодолеть которую самостоятельно невозможно, а лечить очень трудно. Эта зависимость и приводит к тому, что для наркомана жизнь без наркотика становится невозможной. По данным Всемирной Организации Здравоохранения у 30-50% подростков психическая зависимость развивается уже после первого приема наркотика. Следовательно, практически половина подростков превращается в наркоманов уже после первого “знакомства” с наркотическим веществом. Отсюда следует самый главный вывод – никогда, ни одного раза не пробовать наркотик вообще! Опыт человечества доказал, что ни запреты, ни свобода потребления наркотиков от наркомании не спасают. Только сам человек должен не допустить приема наркотиков и раз и НАВСЕГДА сказать наркотикам «НЕТ!».

Для того, чтобы сказать наркотикам «НЕТ» необходимо:

>> Располагать знаниями и убеждениями о вреде наркотиков,

>> Научиться решать свои проблемы, а не прятаться от них.

>> Уметь оказывать помощь другим и при необходимости не стесняться прибегать к ней самому,

>> Ценить свою жизнь. Находить себе занятия и увлечения по душе, например, спорт или различные виды творчества, туризм и т.д.

>> Быть уверенны м в себе. И суметь сказать твердое «НЕТ» на все предложения попробовать наркотики или другие психоактивные вещества, помня, что лучше предотвратить болезнь, чем ее потом лечить!

>> Не бояться показаться самостоятельным в выборе решения при отказе от наркотиков. о Избегать неприятных ситуаций. Стараться быть подальше от тех мест, где собираются наркоманы,

>> Необходимо научиться выбирать себе друзей, ведь настоящие друзья никогда не предложат наркотики.

Борьба с коррупцией - важнейшая задача государства.                                                 

На разных этапах общественного развития одним из самых пагубных явлений выступает коррупция (от лат. corrumpere – портить). Злоупотребление властью для получения выгоды в личных целях сопровождает человечество с древнейших времен. Несмотря на то, что история знает немало примеров борьбы с этим злом (порой крайне жестоких), к сожалению, оно не изжито до сих пор. В XXI веке коррупция остается в числе актуальных проблем, присущих всем без исключения странам. 

Коррупционные правонарушения наносят колоссальный материальный ущерб современным государствам. Ежегодно в мире на взятки тратится 1 трлн. долларов США. Эти данные приведены в прошлогоднем исследовании ООН, подготовленном к Международному дню борьбы с коррупцией (отмечается 9 декабря). В результате коррупции государства недополучают ежегодно  2,6 трлн. долларов США – сумму, эквивалентную 5% мирового ВВП. В развивающихся странах потери, связанные с коррупцией, превосходят в 10 раз суммы, выделяющиеся в качестве официальной помощи. В Европейской комиссии ЕС утверждают, что коррупция каждый год приносит ущерб евроэкономике в размере 120 млрд. евро. А по оценкам Европейского бюро по борьбе с мошенничеством (англ. – OLAF), страны Европейского союза ежегодно теряют от коррупции 323 млрд. евро.

В Беларуси созданы и на практике реализованы механизмы государственной антикоррупционной политики, доказавшие свою эффективность.

Негативное влияние коррупции на социально-экономические процессы. 

В белорусском законодательстве коррупция определена как умышленное использование служебного положения в целях противоправного получения имущества или другой выгоды, а также подкуп должностного или приравненного к нему лица.

Основные негативные экономические последствия от коррупции заключаются в следующем: 

расширяется теневая экономика (а на ее основе криминальный бизнес), что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета;

нарушается конкурентное регулирование рынка, поскольку «конкурентоспособным» становится тот, кто получил преимущества незаконно; 

неэффективно используются бюджетные средства при распределении государственных заказов и кредитов;

в случае нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств замедляется появление эффективных частных производств и собственников; 

повышаются себестоимость производства продукции и товаров, отпускные (розничные) цены за счет коррупционных «накладных расходов», растет инфляция;

ухудшается инвестиционный климат. У агентов рынка появляется неверие в способность властей устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночных отношений.

Законодательство Республики Беларусь о борьбе с коррупцией

В Беларуси создана эффективная законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества.

Правовые основы антикоррупционной деятельности в нашей стране содержатся в Конституции Республики Беларусь, регламентирующей наиболее важные общественные отношения. 

Кроме того, наша страна является активной участницей ряда конвенций ООН и Совета Европы в области борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Выполняя соответствующие международные обязательства, Республика Беларусь в рамках своей правовой системы последовательно принимает законодательные, административные и иные антикоррупционные меры. 

На реализацию норм Конституции и международно-правовых актов направлен Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией).

В Законе о борьбе с коррупцией:

установлены антикоррупционные ограничения и запреты для государственных должностных и приравненных к ним лиц; 

регламентирован порядок урегулирования конфликта интересов; 

содержится правовое регулирование декларирования доходов и имущества, устранения последствий коррупционных правонарушений, осуществления контроля (в том числе общественного) и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией.

Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК) и иными актами законодательства.

Антикоррупционное законодательство Республики Беларусь состоит также из иных нормативных правовых актов, направленных на пресечение, профилактику, предупреждение коррупции и борьбу с ней.

 

Справочно:

В их числе:

• Указ Президента Республики Беларусь от 16.07.2007 № 330 

«О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью»;

• Указ Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 644 

«Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией»;

• Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»;

• Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5

«Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;

• Директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»; 

• Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 

«О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»;

• Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе»; 

• Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»;

• Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;

• Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;

• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции»;

• постановление Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 05.04.2007 № 18/95/12 

«Об информационном взаимодействии по вопросам формирования, ведения и использования единых банков данных о состоянии борьбы с коррупцией»;

• другие правовые акты.

В Беларуси продолжается совершенствование актов законодательства, которые регулируют общественные отношения, наиболее подверженные коррупции. 

Существенной корректировке подвергнут порядок осуществления административных процедур и государственных закупок, лицензирования, предоставления земельных участков.

Субъекты противодействия коррупции

В Республике Беларусь сформирована единая система государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, их специальных подразделений и государственных органов и иных организаций.

Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. 

Государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией, является Генеральная прокуратура Республики Беларусь.

В борьбе с коррупцией участвуют Следственный комитет Республики Беларусь, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь и иные органы пограничной службы Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции, Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы, Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации в пределах своей компетенции в соответствии с актами законодательства.

В республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах, управляющих компаниях холдингов созданы комиссии по противодействию коррупции. В заседаниях комиссий, как правило, участвуют представители прокуратуры, органов внутренних дел, средств массовой информации. 

Сила общественности (граждан и общественных объединений) заключается в привлечении внимания к тем или иным проблемам, решаемым в дальнейшем государственными органами.

Через специальную форму, предусмотренную на сайтах государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, граждане имеют возможность сообщить об известных им фактах коррупции (в том числе анонимно), а также обратиться за разъяснением интересующего вопроса, подать заявление, предложение, жалобу.

Ответственность за совершение коррупционных деяний

В зависимости от последствий коррупционных правонарушений в Республике Беларусь установлена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.

Совместным постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь и Следственного комитета Республики Беларусь в декабре 2013 г. утвержден действующий перечень коррупционных преступлений:

• хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК);

• легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных пре¬ступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (части 2 и 3 статьи 235 УК);

• злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 424 УК);

• бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 425 УК);

• превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 

статьи 426 УК);

• незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК);

• получение взятки (статья 430 УК);

• дача взятки (статья 431 УК);

• посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);

• злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 1 статьи 455 УК).

УК устанавливает весьма суровые санкции за совершение коррупционных преступлений, которые достигают 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 июля 2015 г. № 305-З О борьбе с коррупцией

Принят Палатой представителей 26 июня 2015 года Одобрен Советом Республики 30 июня 2015 года

Настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций, государственных должностных и приравненных к ним лиц путем предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранения их последствий. 

поделиться в: